008009010011000001002003004005006007

Архив новостей

Послание Архиерейского Собора РПЦЗ 2021 год17.09.2021

15 сентября 2021 г. 13:16:27

«... Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем»

(Евр. 13: 14).

Мы, Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей собрались в этом году на очередной Архиерейский Собор, когда эти слова св. Апостола Павла приобретают новый смысл в условиях т.н. «мировой пандемии». Похоже, что снова силами «мирового зла» для остатка верных, рассеянных по всему миру, делается очередная попытка затруднить или сделать невозможным нормальное молитвенное и простое человеческое личное общение.

Это обстоятельство еще раз напоминает нам о кратковременности нашего земного существования, о том, что мы не должны привязываться к этой земле со всеми ее тленными благами, но всеми своими мыслями, чувствами и желаниями должны устремляться в ожидающую нас жизнь будущего века.

Во все времена истинные христиане помышляли о том, что мы – только «странники и пришельцы на земле» (Евр. 11: 13) и всегда исповедовали, что «мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5: 1) и непрестанно воздыхали, желая облечься в это небесное жилище (ср. 2 Кор. 5: 2). Хорошо помня слова Христовы: «Царство Мое несть от мipa сего» (Иоан. 18: 36), они не ставили себе специальной задачей устроения Царства Божия на земле, зная, что эта «земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3: 10) и что «наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа» (Фил. 3: 20).

«Невозможное для человеков дело», говорит наставник подвижничества преп. Иоанн Лествичник, «чтобы настоящий день провели мы благочестиво, если не думаем, что это последний день нашей жизни». Поэтому-то все подвижники разделяли убеждение, что «как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий». Вследствие этого они и любили повторять изречение премудрого Сираха: «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» (7:39). Главными предметами постоянного размышления для всех желающих жить истинно-христианской жизнью Святые Отцы поставляют четыре последних, ожидающих человека: смерть, суд, райское блаженство и адские муки.

По мысли Св. Отцев, живущий на земле христианин должен не ублажать себя, а наоборот трезвенно внушать себе мысль об опасности своего положения. «Над тобою – меч правды, под тобою ад, готовый пожрать тебя, впереди – смерть, сзади – множество грехов, по правую и левую стороны – толпы злобных врагов: тебе ли быть в безпечности?» (св. Тихон Задонский.)

При совершении Полунощницы, Св. Церковь влагает нам в уста песнопение «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб Егоже обрящет бдяща...», напоминая этим о необходимости постоянно помышлять о Втором Пришествии Христовом и готовить себя к нему. Мыслью об этом великом и страшном «дне Господнем» действительно только и жили всегда все истинные христиане, видя в нем осуществление всех своих упований.

Св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорил о появлении в его время «духа антихристова», который он противополагает «духу Христову». Сущность этого «духа антихристова», в отвержении Божества Иисуса Христа и в стремлении привязать людей к «мiру лежащему во зле» с его похотями (I Иоан. 4, 1–5, 5, 19; 2, 15–18).

«Дух антихристов», который начал борьбу с духом Христовым еще в Апостольские времена, «ныне», по словам Епископа Феофана (Вышенского Затворника), «начинает господственно водворяться среди нас в мiре» («Слова на праздничные дни» стр. 262).

Этот «дух антихристов», вдохновляемый самим «отцом лжи и человекоубийцей искони» (Иоан. 8: 44) по сей день не прекращает своей гибельной работы и находит все новые пути для того, чтобы захватить в свои льстивые сети все большее число современных людей. Ныне он стремится искоренить подлинно-христианское мiровоззрение и насадить вместо него мiровоззрение прямо-противоположное, в нужных случаях прикрывая его видимостью христианского. Ведь его конечная задача это создать в мiре благоприятные условия для явления Антихриста. Как показывает самое его имя, он будет не просто «противник Христов», но и мнимый «Христос», лже-Христос. Его предтечи, готовящие воцарение Антихриста, а в последствии и сам Антихрист, являются теми руководителями мiрового процесса, который у св. Апостола Павла назван «Отступлением (Апостасией)» (2 Сол. 2: 3).

Если мы действительно верим в Евангелие, верим всем боговдохновенным предречениям апостольским, если мы верим в «жизнь будущаго века» и желаем спастись «от рода сего развращеннаго» (Деян. 2: 40), то должны трезво смотреть на все происходящее в мiре. Мы не можем не заметить становящуюся все более и более удушливой нравственную атмосферу и все усиливающийся процесс «отступления». Если же мы не будем духовно трезвиться, то мы не будем подготовлены к тому, чтобы избежать, по слову Евангелия, всех бедствий грядущих на вселенную «и стати пред Сыном Человеческим» (Лук. 21: 36).

По слову Пророка и Псалмопевца Давида : «Не надейтесь на князи и на сыны человеческие» (Пс.145:3) Поэтому ничем не обоснованные, глубоко противные Слову Божию, мечтания об «общеміровом прогрессе и светлом будущем человечества» и опасны и преступны. Они духовно разоружают нас, христиан, и внушают нам безпечность, в то время как Христос Спаситель многократно и настойчиво внушал Своим последователям необходимость «бодрствовать на всякое время и молиться» чтобы не быть застигнутыми врасплох.

«Дух антихристов», дабы отвлечь христиан от спасительного для них помышления о кончине мiра и Втором Пришествии Христовом, пользуется даже словами Писания: «о дни же том и часе никтоже весть» (Матф. 24: 36). Но при этом он хитро умалчивает о других знаменательных словах Христовых: «тако и вы, егда видите сия вся ведите, яко близ есть, при дверех» (Матф. 24: 33). Мы не должны вовсе гадать «о дне и часе», назначая точные сроки. Но мы и не можем закрывать глаза на очевидные признаки Апостасии, вопреки ясному повелению Христову распознавать знамения времен.

Часто можно услышать, что и в прошлом не раз бывали времена тяжелые, когда многие ожидали кончины мiра и Второго Пришествия Христова. Однако же ожидания эти не сбылись, и мiр продолжает существовать доселе. Кто знает, может быть, действительно мiр был уже близок к своему концу. Однако, за покаяние людей, Милосердный Господь дал ему отсрочку. Так, св. пророк Иона по повелению Божию пошел в Ниневию проповедывать: «Еще сорок дней, – и Ниневия будет разрушена». Но ниневитяне, начиная с самого царя, принесли Богу искреннее покаяние в своих грехах, и Господь, жалея этот великий город, отменил свое определение о его гибели. (Ион. 3: 2–10).

Мы вынуждены засвидетельствовать, что сегодня мы не видим примеров такого покаяния, сколько-нибудь похожего на покаяние ниневитян.

По всей видимости это и есть самый характерный признак приближения последних времен и конца мiра.

Мы должны честно исповедать только чистое, безпримесное учение Слова Божия, которое ясно гласит, что мiр идет к своему концу. Однако мы, христиане, не должны бояться этого и впадать в уныние или в панику. Мы должны усиленно готовить себя и своих близких, чтобы в этой временной жизни успеть принести покаяние, дабы, милостью и помощью Божией достойно и смиренно дать добрый ответ на Страшном Судище Христовом.

Вся наша надежда и все наше упование не на антихристов «прогресс человечества» и не на продление этой греховной, утопающей в похотях прелестных, земной жизни, а на открытие нового неба и новой земли, «в нихже правда живет» (2 Петр. 3: 13).

Это спасительное помышление о неизбежно ожидающем нас переходе в вечность, все мы, по наставлению св. Апостола,  должны напечатлеть в своем сердце, дабы «явиться перед Ним (Господом, грядущим судить живых и мертвых) неоскверненными и непорочными в мире» (2 Петр. 3: 14) и «наследовать уготованное нам Царствие от сложения мiра» (Матф. 25: 34).

Призываем благословение Господне на вас, Того благодатию, щедротами и человеколюбием! Аминь.

† Преосвященный Владиміръ, Архиепіскопъ Монреальскій и Канадскій

† Преосвященный Викторъ, Епископъ Санктъ-Петербургскій и Северо-Русскій

† Преосвященный Алексій, Епископъ Солтановскій и Малороссiйскій

† Преосвященный Тихонъ, Епископъ Васильковскій

† Преосвященный Германъ, Епископъ Харьковскій

Новости